…после собрания редакции «ИГНЫПС» я провожаю философа Андрея Коряковцева на маршрутку, и возле Дома Кино нас встречает поэт Андрей Санников. Атеист Коряковцев опасается начала религиозного диспута и просит любым способом уболтать Санникова. Разговор, начатый в тот вечер, продолжается до сих пор. Через пару дней я вхожу в курируемый Андреем Санниковым клуб «Капитан ЛебядкинЪ» понимаю, что именно этих людей жду со дня прочтения стихов Романа Тягунова. 9 октября 2006 года в моём лексиконе появляется аббревиатура «УПШ».
Первое, что потрясло меня в клубе: огромное количество поэтических книг, выложенных на общий стол в редакции журнала «Урал». Маленькие и пёстрые они скорее напоминали разбросанные карты. Во время общения их брали, цитировали вслух, передавали друг другу молча, отчёркивая важное ногтем. Казалось, эти книги — живые, они бегают между собравшимися, ластятся, шипят, огрызаются… Встречи были именно учёбой, школой: мы писали различные упражнения для гибкости ума, слушали лекции о малоизвестных поэтах (потому что именно у малоизвестных можно найти неожиданное, своё, непопсовое), сами готовили презентации книг или авторов.
Стихи друзей публично не разбирали — такой суд оставался исключительно за Мастером. Зато судили о современной поэзии. Книжки привозили отовсюду. Они потом сами выбирали себе хозяев. Когда клуб съехал из журнала и стал собираться по случайным квартирам и подвалам, счастливое накопительство всего странного и малотиражного осталось естественной реакцией. И представленная ниже коллекция — лишь «мышиные хвостики» (как Бродский говорил о сохранившейся коллекции античной поэзии) от объёма книг, нашедших приют на книжных полках в моих съёмных квартирах.
В то время для нас каждая непопсовая (не Андрей Дементьев и не Лариса Рубальская) поэтическая книга была сакрализована. Нам могли быть непонятны эти стихи, но у них всегда была презумпция осмысленности, они содержали «воздушное послание», которое было адресовано не нам, но мы могли передать его дальше. Существовала иерархия. Самыми важными считались книги отцов-основателей УПШ и ведущих педагогов: Виталия Кальпиди, Владислава Дрожащих, Андрея Санникова, Евгения Туренко, Аркадия Застырца, Юрия Казарина.
Далее следовали издаваемые Виталием Кальпиди «срезы» поэзии региона за каждые 7 лет. И далее — все антологии вообще, любые. Мы считали себя искателями истины, нового языка, более ангельского, чем человеческого. И каждая «ячейка» наделяла своего Мастера пророческими функциями.
Естественно, поэтические книги выходили у большего количества авторов, живущих на Урале. Виталий Кальпиди в свои антологии и серии приглашал точечно, но мы ему верили лично или потому, что его верили наши учителя.
Будем честны, поскольку каждая глава открывалась цитатами из Виталия Кальпиди, то и весь том читается как гигантская документальная поэма Виталия Кальпиди на тему современного состоянии русского языка.
Куратор выставки, вводный текст — Евгений Иванов
Текст разделов «Сборища поэтов», «Сборники поэтов» — Сергей Ивкин
© Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского
Отдел культурных программ
Екатеринбург, ул. Белинского, 15
+7 (343) 304−60−20, доб. 338