Выставка-антология уральской поэзии в книжном формате времён миллениума
Cоставление и комментарии – поэт Сергей Ивкин
Время сакральных книг
3 октября 2006 года я познакомился на лавочке возле дома по ул. Малышева, 92 (красивого, с эркерами, он в итоге вошёл в стихи) с моим учителем Андреем Санниковым. Эта встреча описана в томе «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа. 1981/2012»:

…после собрания редакции «ИГНЫПС» я провожаю философа Андрея Коряковцева на маршрутку, и возле Дома Кино нас встречает поэт Андрей Санников. Атеист Коряковцев опасается начала религиозного диспута и просит любым способом уболтать Санникова. Разговор, начатый в тот вечер, продолжается до сих пор. Через пару дней я вхожу в курируемый Андреем Санниковым клуб «Капитан ЛебядкинЪ» понимаю, что именно этих людей жду со дня прочтения стихов Романа Тягунова. 9 октября 2006 года в моём лексиконе появляется аббревиатура «УПШ».


Уральская поэтическая школа: информационный арт-объект: энциклопедия / авт. проекта и гл. ред.: В. О. Кальпиди. — Челябинск: Десять тысяч слов, 2013. — 607 с.
«Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» — книга, представляющая собой информационно-аналитический взгляд на парадигму смыслов, таинственным образом породивших такое уникальное явление, именуемое «современной уральской поэзией».

Эти смыслы скрыты и в хронике культурных событий, происходивших на широких городских ландшафтах Уральского региона, и в дисперсных биографиях их инициаторов и участников, и в стихах уже четырёх поколений поэтов, имевших честь развиваться внутри свободной уральской поэзии на протяжении более чем тридцати лет. Энциклопедия УПШ создана самими участниками процесса, а не сторонними наблюдателями. В этом её слабость и её сила.

Любая художественная концепция — всего лишь цивилизованное заблуждение о смысле жизни. Но лучше блуждать внутри смысла, нежели уверенно шагать по пути бессмысленности… Эта книга признана ответить на многие вопросы, которые, впрочем, ещё никем не заданы и, возможно, никогда заданы и не будут. Но ответы без вопросов гораздо продуктивнее обратного положения дел. Более того: если вопросы созрели, то ответы на них давать уже поздно. Потому так важны акции «культурного опережения», одной из которых и является энциклопедия УПШ.

Первое, что потрясло меня в клубе: огромное количество поэтических книг, выложенных на общий стол в редакции журнала «Урал». Маленькие и пёстрые они скорее напоминали разбросанные карты. Во время общения их брали, цитировали вслух, передавали друг другу молча, отчёркивая важное ногтем. Казалось, эти книги — живые, они бегают между собравшимися, ластятся, шипят, огрызаются… Встречи были именно учёбой, школой: мы писали различные упражнения для гибкости ума, слушали лекции о малоизвестных поэтах (потому что именно у малоизвестных можно найти неожиданное, своё, непопсовое), сами готовили презентации книг или авторов.

Стихи друзей публично не разбирали — такой суд оставался исключительно за Мастером. Зато судили о современной поэзии. Книжки привозили отовсюду. Они потом сами выбирали себе хозяев. Когда клуб съехал из журнала и стал собираться по случайным квартирам и подвалам, счастливое накопительство всего странного и малотиражного осталось естественной реакцией. И представленная ниже коллекция — лишь «мышиные хвостики» (как Бродский говорил о сохранившейся коллекции античной поэзии) от объёма книг, нашедших приют на книжных полках в моих съёмных квартирах.


В то время для нас каждая непопсовая (не Андрей Дементьев и не Лариса Рубальская) поэтическая книга была сакрализована. Нам могли быть непонятны эти стихи, но у них всегда была презумпция осмысленности, они содержали «воздушное послание», которое было адресовано не нам, но мы могли передать его дальше. Существовала иерархия. Самыми важными считались книги отцов-основателей УПШ и ведущих педагогов: Виталия Кальпиди, Владислава Дрожащих, Андрея Санникова, Евгения Туренко, Аркадия Застырца, Юрия Казарина.


Далее следовали издаваемые Виталием Кальпиди «срезы» поэзии региона за каждые 7 лет. И далее — все антологии вообще, любые. Мы считали себя искателями истины, нового языка, более ангельского, чем человеческого. И каждая «ячейка» наделяла своего Мастера пророческими функциями.


Современная уральская проза: антология / сост. В. Кальпиди. — Челябинск: Фонд «Галерея»: Автограф, 1997. — 424 с.

Естественно, поэтические книги выходили у большего количества авторов, живущих на Урале. Виталий Кальпиди в свои антологии и серии приглашал точечно, но мы ему верили лично или потому, что его верили наши учителя.


Современная уральская поэзия, 2012−2018: антология / [сост.: В. О. Кальпиди]. — Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2018. — 759 с.
«Антология современной уральской поэзии» — это не только многотомное издание, но и стратегически осмысленная культуротворческая акция, длящаяся уже более 30 лет. Началом послужила публикация в 1992 году дюжины малобюджетных поэтических книжек в серии «Классики пермской поэзии».

Потом был журнал «Несовременные записки»и, наконец, выход в свет первой Антологии современной уральской поэзии («Фонд Галерея», Челябинск, 1996 г.) После чего были изданы ещё три десятка авторских поэтических книг, завершившихся публикацией второго тома Антологии современной уральской поэзии («Фонд Галерея», Челябинск, 2003 г.).

Войдя в тройку лучших поэтических книг 2004 года по версии оргкомитета XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки, эта Антология завершила формирование такого понятия, как «уральская поэтическая школа» (УПШ). И уже авторитетные персонажи литературного бомонда того времени (Андрей Вознесенский, Дмитрий Пригов, Вячеслав Курицын и др.) дискутировали об особенностях и потенциале этой «школы», тогда как другие не менее энергично отказывали ей в праве на существование. Тритий том Антологии («Десять тысяч слов», Челябинск, 2011 г.), а также издание в 2013 г. «Энциклопедия. УПШ» подвели черту под этим спором.

Книга, которую вы держите в руках — четвёртый, очередной, том беспрецедентного в мировой литературной практике проекта, который давно уже стал одним из основных сюжетов современной русской поэзии.
Мы любили эти книги, мы покупали их и дарили в другие регионы. Однако самым обсуждаемым явлением стало не собирание уральских самородков, а нападение на институт критики. В 2015 году Виталий Кальпиди и его издатель Марина Волкова предлагают поэтам, пишущим на русском языке, на время освободиться от имени, от статуса, от формата и написать серию анонимных текстов, которые критики проанализируют вслепую, сыграют в «Гамбургский счёт», придуманный в начале XX века Виктором Шкловским.

Этот проект так же, как и большинство антологий, канул в лету, но оставил бесстрашие перед постмодернизмом: автор не умирает вынужденно, автору порой самому важно побыть не-персоной, призраком, утратить фон. Например, именно после этого эксперимента заговорили о таланте автора № 43 (моего учителя), накопленный общественный статус мешал увидеть в нём лирического поэта.

Будем честны, поскольку каждая глава открывалась цитатами из Виталия Кальпиди, то и весь том читается как гигантская документальная поэма Виталия Кальпиди на тему современного состоянии русского языка.

Русская поэтическая речь — 2016. — Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2016. —  [Т. 1]: Антология анонимных текстов. — 565, [2] с.
Русская поэтическая речь — 2016. — Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2016. — [Т. 2]: Аналитика: тестирование вслепую. — 2017. — 687 с.
Двухтомник «Русская поэтическая речь-2016» — часть одноимённого проекта, направленного на выявление, демонстрацию и исследование среза современной русской поэзии с ноября 2015 по июль 2016 года.

В первом томе «Русская поэтическая речь — 2016. Антология анонимных текстов» (вышел из печати 10.11.2016) были представлены ранее не публиковавшиеся подборки 115 поэтов России и зарубежья, пишущих на русском языке, без указания авторства текстов. Антология — это роман стихов, в котором каждая подборка стихотворений образует отдельную главу, начинающуюся джинглом — фразой о поэзии и её роли в современном мире.

Второй том «Русская поэтическая речь — 2016. Аналитика: тестирование вслепую» — сборник статей по результатам чтения и исследования первого тома. Авторы второго тома — представители разных отраслей академической науки, свободные филологи, критики, читатели.
Двухтомник «Русская поэтическая речь — 2016» и сопровождающие его веерные мероприятия не только презентуют актуальное состояние современной поэзии, но и предлагают механизм осмысления и проектирования её возможностей и перспектив, вплоть до создания новой гуманитарной идеологии.
Виталий Кальпиди разочаровался в реакции публики, в отсутствии ярких акций и проектов, и в итоге объявил «УПШ» мифом и мифом утраченным. Но в России Виталий Олегович не воспринимается локальным автором; представленный как «литературный внук» Бориса Пастернака и наследник Андрея Вознесенского, Кальпиди сохранился в пространстве андеграунда всей страны. Многотомник «Фигуры речи» представлял для клуба Санникова некоторое подобие «Кремлёвской стены». И нишу для Кальпиди в ней определили.

Фигуры речи: [сборник]. 1 / ред.-сост. С. Соловьев. — Москва: Emergency Exit, 2005. — 352 c.
В оформлении книги использованы фрагменты графики Александра Аксинина из коллекции Бориса Бергера.

«Фигуры речи» — первый выпуск периодической книги, представляющей тот тонкий слой современной русской литературы, который при нынешней низкой облачности почти невидим.

Книга обращена к тем, для кого каллиграфия речи, письмо, как искусство дыхания, и есть то, что отличает литературу от чтива.

В первом выпуске — ЗАМОК — участвуют двенадцать авторов, представляющих три поколения — от Юлии Идлис до Андрея Битова.

Звуковой ряд представлен компакт-диском Леонида Фёдорова.
«Фигуры речи» — поле риска и изыска.

Авторов книги объединяют скорость ассоциаций, путь метафоры, каллиграфия слова.

Во втором разделе — театр импровизаций «Речевые ландшафты». Среди участников — А. Битов, Ю. Мамлеев, В. Мартынов, Д. Пригов, М. Эпштейн и др.
«Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его», Соломон, Притчи.

Здравствуй, читатель. Не береги себя.

Фигуры речи: [сборник]. 2 / сост., худож. С. Соловьев. — Москва: Запасной выход, 2006. — 608 с.
В литературном андеграунде также существовали и «Некальпидиевские» проекты, и были не лишены изящества.
В каждом городе время от времени выходят малотиражные антологии городских поэтов, но странный ребёнок литературной тусовки при Клубе Автомобилистов (нынешний Свято-Троицкий кафедральный собор по ул. Розы Люксембург, 57) потрясал воображение полиндромным названием и иллюстрациями, воспринимаемыми как полноценные тексты, только которые невозможно прочитать (подобные эксперименты печатал в Москве Генрих Сапгир).

Многие авторы этой сборки попали в «Энциклопедию УПШ», но саму книгу я бы похоронил «за оградой»: кальпидиевского пафоса, подхваченного и «Нижнетагильским поэтическим ренессансом» и «Лебядкинцами», и челябинской «Подводной лодкой», и пермской «Биармией», у них не было. Они не поднимали флагов, а обживали имеющееся пространство, подобно поэтам «Тройника» (в Тольятти) или «Детям капитана Лебядкина» (в той же Перми). Больше такой искренней и растрёпанной антологии я не встречал. А жаль.

Дорогой огород: [сб. стихов] / сост. Э. Поленц. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 255 с.
Книга знакомит с творчеством современных екатеринбургских поэтов. Издание подготовлено к 200-летию А.С. Пушкина.
У команды молодёжного клуба «Свезар» изначально была миссия: комсомол рухнул, но всё лучшее, что мы успели запомнить из Советского Союза, мы сохраним и передадим дальше. Директор клуба Людмила Жабина имела своё представление о культуре и жёстко вела свою линию. Да, в клубе царила атмосфера «вечных 70-х», но она стала убежищем для огромного числа поэтов и музыкантов. Имелись небольшие деньги на издательство отчётной литературы. И эти издания на бюджетные деньги номинально не могли считаться андеграундом, но несли его запах.

С 1995 по 2010 вышло более 30 антологий и альманахов в серии «Библиотека Свезара». Все они были богато иллюстрированы.
Свезар 2002: музыкально-поэтический альманах: стихи, песни, музыка молодых авторов, исполнителей — лауреатов молодежного музыкально-поэтического фестиваля «Свезар-2002», членов жюри, гостей фестиваля / сост.: Бушуева Е. [и др.]. — Екатеринбург: Свезар, 2002. — 84 с. — (Библиотека Свезара).
Дни. Творения: [сб. стихотворений / сост. Л. Жабина]. — Екатеринбург: [б. и.], 2002. — 166 с. — (Библиотека Свезара).
Содерж. авт.: Евгений Сусоров, Ойген Аргентовски, Владимир Хаманов, Сергей Ивкин, Инна Домрачева, Елена Бушуева, Лариса Бочарова.
Эндшпиль : сб. стихов / сост. Е. А. Бушуева, Л. А. Жабина, С. В. Ивкин. — Екатеринбург: АМБ, 2008. — 120 с. — (Библиотека Свезара).

11:33: поэтическая антология / [сост. С.В. Ивкин]. — Екатеринбург: Библиотека Свезара, 2008. — 132 с. — (Библиотека Свезара).
Антология представляет молодых и знаковых авторов уральских городов. 11 городов, 33 автора. Книга приурочена к 20-летию молодёжного клуба «Свезар» и 15-летию музыкально-поэтического фестиваля «Свезар». Большинство авторов, представленных в книге, участвовали в фестивале, становились лауреатами, выступали как друзья клуба.
Некоторой попыткой продления линии «Библиотеки Свезара» стало открытие частного издательства «Койне» (вариант греческого языка, появившийся после расформирования войска Александра Македонского; поклон памяти поэта и издателя Александра Петрушкина, ярко описанного в романе Алексея Сальникова «Оккульттрегер»). Проект так и не встал на ноги, выдав несколько красивых книг «для своих».
Проект, объединивший поэтов из Екатеринбурга, Ирбита, Нижнего Тагила, Миасса, Челябинска и Москвы в 2018—2019 году. Посвящается Ирине Деренг.

Порошки для девок-дур / ред. и сост. Е. А. Бушуева, С. В. Ивкин. — Екатеринбург: Койне, 2021. — 264 с.
А вот о поэте Александре Петрушкине, портале «Мегалит», городе Кыштыме и его «тёмной стороне» Тыдыме нужно говорить особо. Александр Петрушкин сменил множество городов, являясь бесспорным участником УПШ, он взял на себя добровольный статус триггера, баламута, Люцифера. Его не устраивало главенство Кальпиди (между ними лично была открытая забота, Виталий Кальпиди передавал Саше технику для издательства, но на бумаге, а впоследствии на мониторах мы наблюдали элементы показной конкуренции), Александр хотел иметь свою собственную «вотчину», потому сначала он придумал проект «Северная Зона», который впоследствии с лёгкой руки Марии Огарковой (жены поэта Сергея Слепухина) назвал «Русской Озёрной поэтической школой» (поклон в сторону Перси Биши Шелли). Книги, выходившие в Кыштыме, не отличались издательским качеством, своего рода это было наше «Ридеро» нулевых, но как составитель Александр держался высочайшего уровня. Их было интересно читать, ими хотелось делиться. Формат маленьких малотиражных книг выпускался в разных городах Урала вновь и вновь (карты на столе редакции журнала «Урал»), они почти никогда не сохранялись, самостоятельно аннигилировали, переходя в области памяти. Но оставались приносимые ими стихи. Мы учили их наизусть, мы разговаривали этими стихами, как персонаж романа «Избранные дни» Майкла Каннингема говорил с миром строчками Уолта Уитмена.

Александр, ориентированный более не на территорию, а на интернет-порталы, стал издавать собственные антологии. Но собирались они по законам мистическим. Каждый том представлял стихию, понятие, идею. Хотя территориально городу своего рождения — Озёрску — он также поклонился, сделав именно его центром «Русской Озёрной поэтической школы», а не Кыштым. Кыштым-Тыдым — укрытие, отнорок, блиндаж, подпольная типография для распространения андеграундной литературы.
Русская Озёрная поэтическая школа. Кыштым — Озёрск — Касли: антология / ред.-сост. А. А. Петрушкин. — Кыштым: Евразийский журнальный портал «Мегалит», 2016. — 141 с.
Вещество: лит. проект. Раздел 1: Камень. — Кыштым: Евразийский журнальный портал «Мегалит», 2017. — 156 с.

Вещество: лит. проект. Раздел 2: Вода. — Кыштым: Евразийский журнальный портал «Мегалит», 2017. — 336 с.
После смерти Александра литературное сообщество города Кыштыма под эгидой библиотечного клуба «Грани» продолжило выпускать поэтический журнал и объявило премию памяти Петрушкина: одно стихотворение не длиннее 24 строк. Премия стала Всероссийской.
Грани: литературный альманах. 2021. — Челябинск: ИЦ «Павлин» Челябинской обл. писательской орг. «Союз писателей России», 2022. — 152 с.
Грани: литературный альманах. 2022−2023. — Челябинск: ИЦ «Павлин» Челябинской обл. писательской орг. «Союз писателей России», 2023. — 176 с.

Екатеринбург 20:30: антология современной поэзии / сост. К. Комаров, Ю. Подлубнова, Р. Комадей; оформ. С. Ивкин. — Санкт-Петербург: Первый класс, 2013. — 164 с.
Стоит отметить эксперименты Музея «Литературная жизнь Урала XX века». В 2013 году поэты Юлия Подлубнова, Константин Комаров и Руслан Комадей, получив возможность финансирования от Санкт-Петербургского издательства, собрали молодые голоса Свердловской области. Книга явно ориентировалась на сборник «Дорогойогород», но уже была отравлена самолюбованием и зазнайством.
Челябинские коллеги работали с планетарным размахом. Во главу угла они поставили синтез искусств, поэзию ввели как элемент общечеловеческого культурного проекта, и каждое своё действие выводили на высоту эпоса. Всё было очень красиво. Из множества воплощённых идей у меня сохранилось два проекта. Написание стихов по фотографиям (и наоборот) и кавер-версии на чужие стихи.

Екатеринбург 20:30: антология современной поэзии / сост. К. Комаров, Ю. Подлубнова, Р. Комадей; оформ. С. Ивкин. — Санкт-Петербург: Первый класс, 2013. — 164 с.

Некрасивая девочка : кавер-версии / сост.: А. Маниченко [и др.]. — Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2020. — 234 с.
Кавер-версии на стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» (1955) были написаны в 2017—2018 году участниками поэтической программы «InВерсия» Фестиваля современного искусства «Дебаркадер» (Челябинск). Идея проекта принадлежит челябинскому поэту Александру Маниченко.

Среди авторов каверов московские поэты Николай Звягинцев, Геннадий Каневский, Олег Пащенко, Янина Вишневская, Данила Давыдов, Дана Курская, Оксана Васякина, Ростислав Амелин, литературный критик Александр Гаврилов, уральские поэты Наталия Санникова, Екатерина Симонова, Юлия Подлубнова, Алексей Сальников, Константин Рубинский, Янис Грантс, Егана Джаббарова, Руслан Комадей и др., писатель-фантаст из Соликамска Алексей Лукьянов.

Аналитические статьи, осмысливающие корпус текстов, написали филологи, философы, культурологи, литературные критики, в том числе, Илья Кукулин, Михаилд Павловец, Анна Новикова, Любовь Борусяк, Александр Марков, Евгения Вежлян, Анна Голубкова (Москва), Дарья Суховей (Санкт-Петербург), Марина Загидуллина, Наталья Зыховская, Евгений Смышляев (Челябинск), Евгения Риц (Нижний Новгород), Леонид Быков (Екатеринбург), Михаил Мартынов (Чебоксары) и другие. Специальный гость проекта — поэт Юлий Гуголев.
Впрочем, начавшись в Перми с показа слайд-поэмы «В тени Квадриорга», УПШ наибольшую активность развила именно в Челябинске. И помимо знаменитого журнала «Уральская Новь», вокруг издательского дома Олега Синицына выходило множество малотиражных полиграфических объектов. Вплоть до совершенно диких, без какой-либо технической информации. Чистые прокламации, как они есть: Периферия имеет свой голос, «Провинция показывает зубы».

Чиляба : журнал актуальной периферийной литературы. — Челябинск. — 2005. — №(0)1.
В настоящее время такую прокламативную роль несёт на себе журнал «Лиффт». Есть центральное издание. Есть выпуски по регионам. В нынешних реалиях формат скорее сувенирный, для передачи близким, чем для продажи или коллекционирования. Хотя именно там я опубликовал свои размышления о работе Виталия Кальпиди, когда официальные журналы от него отвернулись.
ЛИФФТ. Свердловская область : литературный журнал. — Екатеринбург, 2012. — № 1 (апрель).
ЛИФФТ. Свердловская область : литературный журнал. – Екатеринбург, 2012. – №2 (май).
Отвлечёмся от андеграунда и посмотрим на издания многотиражные, официально продающиеся.

Антологии, рассматривающие периферию, достаточно часты. Страна большая, «активные психи» время от времени сбегают от санитаров. Из тех, что хранятся в моей коллекции, особенно дороги две.

Поэтический атлас России: антология современной поэзии / сост. А. Ю. Коровин, П. М. Крючков. — Москва: Современная литература, 2015. — 512 с.
«Поэтический атлас России» ещё до выхода ругали за избыточную «почвенность», но мне он именно ей и интересен. Получилась симфония признаний в любви к Родине. И далеко не каждый кулик хвалил своё «болото». Например, наш Александр Петрушкин появляется в стихах поэта из Калининграда Бориса Бартфельда. Я воспеваю Усолье. Московский поэт Анна Гедымин — Курильские острова.
«Поэтический путеводитель», инициированный Вячеславом Курицыным, напротив собирался как предельно «либеральный», но по итогу такого впечатления не оставил. Каждый из авторов рассказывает о своей земле, о своих связях с ней. И только специя допущенного андеграундного «хулиганства» удержала эту антологию от зашкаливающей сентиментальности.

Поэтический путеводитель по городам «Культурного Альянса» / [сост.: В. Курицын, А. Родионов; худож. А. Шабуров]. — Пермь: [б. и.], 2012. — 440 с.
Поэтический путеводитель по городам «Культурного Альянса» / [сост.: В. Курицын, А. Родионов; худож. А. Шабуров]. — Пермь: [б. и.], 2012. — 440 с. Книга издана в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми», содержит стихи почти восьмидесяти поэтов из 21 города России, а также прозаические заметки о "местах силы".
Андеграунд и энциклопедия понятия несовместимые, но мы с «Энциклопедии» начали. Она собиралась как чистое «ёрничество» на тему научной работы.

Но по авторам, писавшим и жившим в Екатеринбурге, практически одновременно вышли две энциклопедии. Первая собиралась лет десять одиноким активистом. Вторую за год сработала команда при одном из ведущих издательств города. При том, что подавляющий процент имён в них совпадает, книги получились абсолютно разные. Первая — лекция, вторая — инсталляция.
Писатели Екатеринбурга и края, коему сей город приписан: энцикл. словарь-справочник / авт.-сост. А. Ивунин. — Екатеринбург: Квадрат, 2017. — 398, [1] с.

Екатеринбург литературный : энцикл. словарь / [редкол.: В. А. Блинов (гл. ред.) и др.]; Объединенный музей писателей Урала [и др.]. — Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — 446, [2] с.
Книга представляет собой опыт объединения под одной обложкой биобиблиографического и энциклопедического словаря и посвящена литературной жизни г. Екатеринбурга и области от начала существования города по настоящее время. В ней собраны сведения о более чем пятистах писателях, поэтах, драматургах, критиках, учёных, редакторах, издателях так или иначе связанных с Екатеринбургом/Свердловском и его окрестностями, о различных литературных событиях и явлениях, журналах и газетах.

Все статьи снабжены библиографическими списками, в сведениях об авторах даны краткие биографические данные и информация об участии в литературном процессе. Словарь позволяет воссоздать литературный портрет Екатеринбурга и увидеть этот портрет в динамике, в историческом развитии. Будет полезен и интересен как для широкого читателя, так и для людей, профессионально занимающихся литературным трудом.
Андеграунд со временем становится вполне нормативной литературой. Сейчас народился новый андеграунд, который мне неизвестен. И собираемый мной круг авторов, включённый в официальные издания, рассматривается другими просто как примета времени, а не вызов чему-либо. Но «примета» эта образовала собственные время и пространство, сложилась в поэтический материк, дождавшийся своих исследователей (в целом об явлении пишут студенты и профессора ЮУРГУ, отдельных авторов рассматривают в работах студенты УрФУ). Сейчас существует сайт Виталия Кальпиди (https://marginaly.ru/), на котором выложены первые три тома УПШ и Энциклопедия, существуют сайты с выложенными книгами…

Но ценней всего память о том, с какой нежностью я в первый раз брал в руки каждое из этих изданий. Именно они для меня являются историей моей собственной литературы.

Об отдельных сохранённых книгах любимых поэтов — разговор особый. Со «слайдами».

Куратор выставки, вводный текст — Евгений Иванов

Текст разделов «Сборища поэтов», «Сборники поэтов»Сергей Ивкин


© Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского

Отдел культурных программ


Екатеринбург, ул. Белинского, 15

+7 (343) 304−60−20, доб. 338