Издания из фонда Библиотеки им. В. Г. Белинского
Размещение на сайте — Александра Ковалёва
(отдел культурно-массовых коммуникаций).
Авторка. Библиотекарка. Курсистка:
женский вопрос в России
в рамках XIII Екатеринбургского книжного фестиваля в Белинке
«Ориентальный вектор: женская литература стран Азии»

Авторы текстов — Ольга Морева(отдел редких книг),
Наталья Сгибнева (отдел краеведческой литературы),
Екатерина Симонова (отдел культурно-массовых коммуникаций).
Автор фото — Анна Порошина (отдел мультимедийных технологий).
1
В этом разделе выставки представлены труды «классиков» женского вопроса: британского философа, социолога, экономиста и политического деятеля (1806−1873) Дж. С. Милля, английского историка Т. Г. Бокля (1821−1962), немецкого врача, естествоиспытателя и философа Л. Бюхнера (1824−1899). Эти авторы оказали большое влияние на русских читателей и читательниц, их сочинения способствовали распространению идей эмансипации, феминизма и либерализма.
Джон Стюарт Милль по праву считается одним из первых феминистов, не побоявшихся заявить Англии XIX века о «легальном подчинении одного пола другому». Хотя в книге «Подчиненность женщины» указано лишь одно имя, в создании этого труда участвовали трое: жена Милля Гарриет Тейлор-Милль, ее дочь Элен Тейлор и сам Джон Стюарт. Книга неоднократно переиздавалась в России, ее переводили разные авторы, она пользовалась неизменным успехом у читателей.
Речь Генри Томаса Бокля «Влияние женщин на успехи знания», произнесенная в Королевском институте в Лондоне в марте 1858 года, была единственным публичным выступлением ученого, посвятившего себя одному труду — «Истории цивилизации в Англии». Основываясь на обширной источниковедческой базе Бокль доказывает, что женщина инстинктивно предпочитает дедуктивное мышление индуктивному и, влияя на мышление мужчин, способствует научному прогрессу.
История женского вопроса или «классики» феминистской литературы
Бокль Г. Т. Влияние женщин на успехи знания: [речь, произнесенная в Королевском институте в пятницу 19-го марта 1858 г.] / соч. Г. Т. Бокля; пер. с англ. М. А. Лазаревой. — Изд. 3-е. — Санкт-Петербург: издание книгопродавца В. И. Губинского, 1896. — 56, [8] с. Инв. номер С 127 701-ОРК
Бюхнер Л. Мозг женщины: перевод с немецкого / Людвиг Бюхнер. — Санкт-Петербург: [Типография И. М. Комелова], 1900. — 32 с.
Инв. номер М 146 965-ОРК
Милль Дж. С. О подчинении женщины / Джон Стюарт Милль; пер. с англ. М. Лялиной; Под ред. В. С. Лялина. — Санкт-Петербург: издание книгопродавца В. И. Губинского, 1896. — [4], 121, [3] с.
Инв. номер С 186 873-ОРК
Милль Дж. С. Подчиненность женщины / соч. Джона Стюарта Милля; пер. с англ. под ред. Марка Вовчка; с предисл. М. Цебриковой и прил. писем О. Конта к Миллю по жен. вопр. и речи Я. Брайта, произнесенной в Эдинбурге, 16 фев. 1870 г., о даровании избирательных прав женщинам. — Изд. 2-е, испр. — Санкт-Петербург: издание книгопродавца С. В. Звонарева, 1870. — [2], LXXXIV, 258 с.
Инв. номер С 1 193 416-ОРК
Милль Дж. С. Подчиненность женщины: перевод с английского: с предисловием Ник. Михайловского и приложением писем О. Конта к Д. С. Миллю по женскому вопросу / соч. Джона Стюарта Милля. — Санкт-Петербург: издание книгопродавца С. В. Звонарева, 1869. — [4], LX, 255, [1] с.
Инв. номер С 198 713-ОРК
Флорикс. Влияние женщин на успехи знания: (по Боклю) / соч. Флорикса. — Курск: Типография Губернского правления, 1865. — [2], 90 с.
Инв. номер Б 1 832 199-ОРК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2
Проблема неравноправия, обеспечения прав женщины, преодоление ее зависимого положения, основана на дискриминации прав. Своеобразие постановки этой проблемы в России по сравнению с постановкой его на Западе во многом обусловлено правовой системой России во второй половине XIX в. Если на Западе борьба женщин концентрировалась именно на юридическо-правовой стороне, на проблеме избирательных прав, то в России она с самого начала ставила перед собой задачу достижения женского равноправия в полном объеме.
Так или иначе, в литературе появляется образ «новой», свободной женщины — Вера Павловна в романе Чернышевского «Что делать?» В 1860 е годы в Лейпциге получает свой диплом Анны Евреинова, первый доктор права в России. Мир узнает Софью Ковалевскую (в девичестве Корвин-Круковская) — первую в России женщину-профессора и первую в мире женщину—профессора математики, преподававшую в высшем учебном заведении. Появляется первая из русских женщин, ставшая доктором медицины: физиолог, хирург, гинеколог Надежда Суслова. К началу XX века имеющиеся достижения в сфере мужского и женского равноправия были очевидны. Система социального страхования появилась в России не при большевиках, а уже в 1912 году. Женщины получали оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным. Были и больничные. Сроки пока были маленькие, но тенденция наметилась.
Россия по количеству женщин с высшим образованием занимала ведущие позиции в мире. В начале XX века Российская империя по количеству женщин-врачей уступала лишь Германии. А право участвовать в выборах женщины в России получили уже весной 1917 года.
Проблема необходимости освобождения женщин из из-под гнёта патриархального семейного уклада начинает обсуждаться в России еще в первой половине XIX века, в 1830—1840-х годах, когда на страницах главных русских журналов на эту тему начинают писать А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. А. Добролюбов, М. Л. Михайлов, Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский и другие. Однако особое значение «Женский вопрос» в России приобретает в начале 1850-х годов, когда передовая русская интеллигенция познакомилась с возникшими в Европе и Америке дебатами о женском равноправии.
Об этом можно судить по статьям либерально настроенных преподавателей университетов: физиолога И. Сеченова, историка Т. Н. Грановского (его статья «Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашем отечестве» опиралась как раз на западный опыт). Неопубликованная статья Н. И. Пирогова «Идеал женщины» имела огромный успех в рукописном варианте.
Славу и репутацию журналиста, поставившего «женский вопрос» в России и заставившего говорить о нем всех, получил автор журнала «Современник», литературный критик М. Л. Михайлов, выступивший в 1852 году со статьей «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе». В ней впервые в российской истории прозвучало требование равноправия женщин в социально-политической жизни.
Благодаря этой статье «женский вопрос» получил права гражданства в литературе и начал считаться не отдельной проблемой, а одним из проявлений общественного неустройства.
В 1860 году Санкт-Петербургский университет принял первую вольнослушательницу,
Женские врачебные курсы открылись в России 1873 году, Высшие женские Бестужевские курсы — в 1878-м. Несмотря на то, что по окончанию учебы слушательницы не получали дипломов, курсы пользовалась большим спросом. При этом официально женщины в России получили право быть зачисленными в университет только с 1914 года. До этого желавшие получить образование женщины уезжали в Европу: во второй половине XIX века русские девушки стабильно составляли большинство среди всех студенток в европейских университетах.
Однако, вернувшись домой с почетными дипломами, женщины встречали неприятие со стороны общества. Возникала проблема получения работы и добывания средств к существованию. Аналогичные проблемы испытывали и те женщины, которые приобретали какие-либо профессии и специальности на родине. Защитить их права было некому, кроме их самих. В 1859 году женскими активистками создаются такие организации, как «Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» и «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению». Фактически эти организации имели перед собой целью улучшение правового, жилищного и материального положения работниц, а также предоставление им новых рабочих мест.
Этот этап зарождения самодеятельного женского движения за свои права вошел в историю как «феминистский триумвират», так как заправляли всеми делами три энтузиастки: М. В. Трубникова, А. П. Философова и Н. В. Стасова. По причине отсутствия легальных возможностей развернуть в этом направлении политическую активность, эти подвижницы ограничивались широкой филантропической и образовательной деятельностью.
Женский вопрос в России
Женский вопрос в Государственной думе : из стенографических отчетов о заседаниях Государственной думы. – Санкт-Петербург : Типография Н. Н. Фридберга, 1906. – 59, [1] с.
Инв. номер С 178234-ОРК
Кайданова О. В. Для чего женщинам нужно равноправие? / О. Кайданова. – Москва : Издательство журнала «Народный учитель», 1917. – 31, [1] с.
Инв. номер С 143913-ОРК
Мирович Н. Из истории женского движения в России : [(доклад, читанный 9 августа 1906 г. в Копенгагене на конгрессе «Международного союза избирательных прав женщин»)] / [Всерос. союз равноправия женщин] ; Н. Мирович. – Москва : Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1908. – 59, [1] с.
Инв. номер С 186816-ОРК
Пирсторф Ю. Женский труд и женский вопрос / проф. Ю. Пирсторф ; пер. с нем. В. Б. Либина. – Санкт-Петербург : [Книгоиздательство П. Гершунин и К°], 1902. – [2], 116 с. ; – (Общеобразовательная библиотека / под ред. Н. А. Рубакина ; вып. 9).
Инв. номер С 137291-ОРК
Полянский А. М. Русская женщина на государственной и общественной службе : сборник постановлений и распоряжений правительства, определяющих права и обязанности русских женщин по службе, с приложением уставов и положений казенных и частных вспомогательных касс и обществ, услугами которых может пользоваться женщина / сост. А. Полянский. – Неофиц. изд. – Москва : издание С. Скирмунта, 1901. – VI, 264, 499, [1] с.
Инв. номер С 137773-ОРК
Щеглов В. Г. Положение и права женщины в семье и обществе в древности, средние века и новое время : историко-юридический очерк : (две публичные лекции) / [соч.] орд. проф. Демид. юрид. лицея В. Г. Щеглова. – Ярославль : Типография Э. Г. Фальк, 1898. – [3], V, 167 с. ; 25 см.
Инв. номер Б 1879945-ОРК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
В Санкт-Петербурге в типографии В. Ф. Ревитцера в 1899—1915 годах печатался «Первый женский календарь». Составительницей и вдохновительницей этого издания была Прасковья Наумовна Ариян (Ариан) (1864−1949). Календарь был посвящен широкому кругу вопросов, представляющих интерес для женщин. В издании можно было найти сведения об учебных заведениях для женщин и условиях поступления в них; данные об основных феминистских организациях и их конгрессах; популярные очерки и справочные данные о воспитании, первой медицинской помощи и т. п. Среди авторов были Максим Горький, Вера Фигнер, Илья Репин, Владимир Бехтерев и многие другие.

Прасковья Наумовна Ариян училась на физико-математическом отделении Санкт-Петербургских высших женских курсах (Бестужевские курсы). Она выступала как писательница, переводчица, феминистка и педагог. Её статьи публиковались в различных изданиях, включая «Биржевые ведомости» и "Искусство и жизнь". В 1884 году она не только основала детский сад для рабочих в Санкт-Петербурге, но и проработала в нем 10 лет.

Цифровые копии календарей за все годы издания доступны для просмотра в Национальной электронной библиотеке (https://rusneb.ru/).
"Первый женский календарь"
... на 1907 год : год 9-й : Медицинский отдел со статьями врачей: Н. В. Печковской, М. И. Покровской, А. М. Поповой [и др.]. Отдел «Из прошлого и настоящего» со статьями Л. Я. Гуревич, С. А. Ивановой, М. А. Маргулиес [и др.]. – Санкт-Петербург : Типография В. Ф. Ревитцера, 1907. – XXII, 430 с., 17 л. портр.
Экземпляр неполный: утрачены 2 л. портр. – Суперэкслибрис (штамп): «Е. Е. Ж. У.» (корешок) КЗ Урала нет.
Инв. номер С 194012-ОРК
... на 1909 год : год 11-й : отдел «Из прошлого и настоящего» со статьями А. Е. Кауфмана, Н. Е. Кудрина, А. В. Лучинской [и др.]. Медицинский отдел со статьями врачей: В. А. Волькенштейн, О. Ю. Каминской, Н. В. Печковской [и др.]. – Санкт-Петербург : Типография «Общественная польза», 1909. – [4], 286, 166, XXXIV с. : ил.
Инв. номер С 188944-ОРК
... на 1910 год : XII год / при участии акад. В. М. Бехтерева, М. М. Волковой, Н. Е. Кудрина [и др.]. – Санкт-Петербург : типография М. Я. Квара, [1910]. – [2], 286, [2], 76, 79, [1] (=447 с.), 4 л. ил. : ил.
Инв. номер С 194006-ОРК
... на 1911 год : XIII год / при участии акад. В. М. Бехтерева, М. Горького, А. Я. Ефименко [и др.]. – Санкт-Петербург : Типография «Север», [1911]. – [2], VIII, 7-146, 291 с., 2 л. ил. : ил.
Инв. номер С 194009-ОРК
... на 1912 год : XIV г. : со статьями женщ.-врачей М. М. Волковой и С. С. Вольтке, проф. Дегена [и др.]. – Санкт-Петербург : [1-я женская типография Товарищества «Печатного станка», 1912]. – 418 с. разд. паг., 5 л. портр.
Инв. номер С 194008-ОРК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ариян П. Н. Первый женский календарь / [сост.] П. Н. Ариян ... – Санкт-Петербург : Паровая скоропечатня «Труд», [1899–1915].
4
В России стремление женщин к высшему образованию проявилось в 1860-е годы, когда они стали посещать университетские лекции. Не находя на родине доступа к высшему образованию, русские женщины массово устремились в заграничные университеты.
В 1867 году на съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге Е. И. Конради подняла вопрос о женском высшем образовании. Она представила «Записку о необходимости научного образования для женщин». Съезд выразил «сочувствия к ее основной мысли», но, не имея в своем составе педагогического отдела, не мог обсуждать и выносить решение по этому вопросу.
В 1868 году на имя ректора Санкт-Петербургского университета поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве «лекций или курсов для женщин». В 1870–1880-х годах в Москве, Киеве, Казани и других университетских городах Российской империи были организованы курсы и лекции для женщин по гимназическим и университетским программам.
Самыми популярными были Бестужевские высшие женские курсы в Санкт-Петербурге (1878–1918). Это одно из первых женских высших учебных заведений в России. Всего за 32 выпуска (первый выпуск был в 1882 году, а 32-й – в 1916-м) Бестужевские курсы окончило около 7 тысяч женщин, а общее число обучавшихся – включая тех, кто по разным причинам не смог закончить обучения – превысило 10 тысяч. Многие выпускницы Бестужевских курсов оставили свой след в различных областях знаний.
Женское образование в России
Дрентельн Е. С. О необходимости женского медицинского надзора в женских учебных заведениях / Е. Дрентельн, женщины-врача. – Изд. 2-е. – Москва : издание педагогического журнала «Вестник воспитания», 1897. – 32 с.
Инв. номер С 160089-ОРК
Леффлер А. Ш. Софья Ковалевская : воспоминания А. К. Леффлер, герцогини ди-Кайянелло / пер. со швед. М. Лучицкой ; с прил. биогр. А. К. Леффлер, сост. Эллен Кей и с 2 портр. – Санкт-Петербург : издание редакции журнала «Северный вестник», 1893. – [2], IV, 315, [1] с., 2 л. фронт. (портр.).
Инв. номер С 131436-ОРК
Петербургские высшие женские курсы. С.-Петербургские высшие женские курсы за 25 лет : 1878–1903 : Очерки и материалы. – Санкт-Петербург : Комитета Общества для доставления средств Высшим женским курсам в Санкт-Петербурге, 1903. – [4], 260, 182 с., 16 л. ил. – Библиогр.: «Библиогр. указатель» (с. 157–174 2-й паг.).
Инв. номер Б 1142789-ОРК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литвинский П. Способны ли женщины изучать математику / П. Литвинский // Женское образование. — 1878. — № 1/12. — С. 348−351.

Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России: [кн. 1−3] / [соч.] Е. Лихачевой. — Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1890−1895. — Библиогр. в примеч. [Кн. 1]: 1086−1796. — 1890. — V, 296 с. [Кн. 2]: 1796−1828. Время императрицы Марии Федоровны. — 1893. — [4], 308 с. [Кн. 3]: 1828−1856. — 1895. — [4], II, 271, [1] с.
Инв. номер Б 185 114-ОРК

Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. (1086−1856) / [соч.] Е. Лихачевой. — Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1899. — 887 с. разд. паг. — Библиогр. в примеч.
Инв. номер Б 185 113-ОРК

Л-я С. В. Из жизни и литературы (Хроника). Высшие женские курсы в Киеве / С. В. Л-я // Женское образование. — 1878. — № 1/12. — С. 594−602.

Лялина М. А. Академическая женщина во Франции: лицеистка, курсистка, профессор: составлено по книгам Реваль М. А. Лялиной. — Санкт-Петербург: типография Товарищества «Общественная польза», 1907. — 209, [1] с.
Инв. номер С 87 746-ОРК (ХЛ); Л972

Осокин Н. Высшие женские курсы в Казани (Письмо в редакцию «Женского образования») / Н. Осокин // Женское образование. — 1878. — № 1/12. — С. 435−440.

Открытие высших женских курсов в Санкт-Петербурге // Женское образование. — 1878. — № 1/12. — С. 518−519.

Песковский М. Образование женщин у нас и за границей / М. Песковский // Русская мысль. — 1886. — № 7. — С. 54−93.

Песковский М. Основы организации высшего образования женщин / М. Песковский // Русская мысль. -1887. — № 1. — С. 123−169.

Песковский М. Очерк истории высшего женского образования в России (за 20 лет) / М. Песковский // Наблюдатель. — 1882. — № 4. — С. 74−92.
5
Еще пару столетий назад образование для женщины было особой привилегией, а для многих — недостижимой мечтой. Жизненный путь женщин был связан исключительно с семьей и не предполагал получения образования. Окончательно система женского образования в России сложилась только во второй половине XIX века.

В фондах отдела краеведческой литературы библиотеки им. В. Г. Белинского хранятся материалы о первых и наиболее значимых для истории образования женских учебных заведениях Екатеринбурга — Епархиальном женском училище (основано в 1838 г.), Первой и Второй женских гимназиях (1860 и 1903 г.).
Интересные сведения об учителях и воспитанниках, об организации учебно-воспитательного процесса, деятельности попечителей и родительских комитетов, различных сторонах жизни гимназисток содержат «Отчеты о состоянии Екатеринбургской женской гимназии». Так, например, в отчете за 1893 г. отмечается, что педагогический совет гимназии для достижения успешности гимназисток постановил «снизить число учащихся в каждом отделении классов, поскольку с увеличением их числа резко снижается успешность». А в 1892 г. педагогическим советом было принято решение отпускать учащихся в театры, на концерты, детские танцевальные вечера и елки «только с разрешения ближайшего начальства с тем, чтобы каждый раз было назначено лицо из педагогического состава заведения для наблюдения за учащимися, и чтобы для пребывания их на танцевальных вечерах был определен час, долее которого учащиеся там оставаться не должны».
Гимназистки и епархиалки Екатеринбурга
В эти дни роковые проклятий и слез
Мы живем, как в томительном сне.
Скрылись светлые призраки счастья и грез,
Всюду вести звучат о войне, о войне…
Каждый отчет заканчивался оценкой поведения учащихся в течение года. Как правило, руководство гимназии было удовлетворено поведением учениц, «меры нравственного воздействия», применяемые к провинившимся воспитанницам, «в форме выговора или убеждения всегда достигали цели», а "проступки отдельных учениц, как в младших, так и в старших классах, выражающиеся в излишней шумливости, шалостях и не всегда серьезном отношении к делу… не носили злостный характер". О том, как складывался быт гимназисток, как они проводили свой досуг, с чем были связаны их страхи, волнения и надежды, какие настроения царили в их среде, можно узнать, познакомившись с литературно-научным журналом «Общими силами» (http://elib.uraic.ru/handle/123 456 789/3298), который создавался ученицами 1-й женской гимназии Екатеринбурга. На страницах журнала не только привычные для учащихся научно-популярные рефераты и хроники гимназической жизни, но и первые литературные опыты, письма и отрывки из дневников гимназисток, в том числе живой и непосредственный отклик на события Первой мировой войны:
Истории развития образования на Урале в дореволюционный период посвящено обобщающее исследование Л. А. Дашкевич «Городская школа в общественной и культурной жизни Урала» (конец XVIII — первая половина XIX в.). В монографии рассматриваются основные типы учебных заведений, их численность, социальный состав, инфраструктура, а также политика государства в сфере образования. Отдельное внимание уделяется развитию женских учебных заведений на Урале, анализируется их место и роль в общественной и культурной жизни провинции. Справочные издания, подготовленные краеведом М. Г. Хреновым, содержат списки учениц и выпускниц Екатеринбургского епархиального женского училища и Первой женской гимназии, а также «начальствующих лиц, преподавателей, воспитателей, врачей, и других лиц», которые «обеспечивали воспитание и образование вверенных им воспитанниц» в указанных заведениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Екатеринбургская женская гимназия (1). Отчет о состоянии Екатеринбургской женской гимназии за 1900-й год. – Екатеринбург, 1901.
СОУНБ; КО; Шифр 74; Авторский знак О-881; Инв. Номер 171943-КО

Екатеринбургская женская гимназия (1). Отчет о состоянии Екатеринбургской женской гимназии за 1901–1910-й год. – Екатеринбург, 1902–1911.
СОУНБ; КО; Шифр 74; Авторский знак О-881; Инв. номер 82797-КО

Екатеринбургская женская гимназия (1). Отчет о состоянии Екатеринбургской женской гимназии за 1915 год. – Екатеринбург, 1916.
СОУНБ; КО; Шифр 74; Авторский знак Е 45; Инв. номер 532877-КО

Общими силами: литературно-научный журнал учениц 1-й женской гимназии. – Екатеринбург, 1915–1916.

Хренов М. Г. Справочник Екатеринбургского епархиального женского училища (1873–1917). — Екатеринбург : [б. и.], 2018. — 232 с.
СОУНБ; КО; Шифр 86; Авторский знак Х915; Формат Б; Инв. номер 2401632-КО

Хренов М. Г. Справочник Екатеринбургской Первой женской гимназии (1861–1908) : [к 160-летию Екатеринбургской Первой женской гимназии]. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — 161 с.
СОУНБ; КО; Шифр 74; Авторский знак Х915; Формат Б; Инв. номер 2418502-КО

Дашкевич Л. А. Городская школа в общественной и культурной жизни Урала : (конец XVIII – первая половина XIX в.). — Екатеринбург : [УрО РАН], 2006. — 409, [2] с.
СОУНБ; КО; Шифр 74; Авторский знак Д217; Инв. номер 2274934-КО
© 2021 Свердловская областная
универсальная научная библиотека
им. В. Г. Белинского
Екатеринбург, ул. Белинского, 15
тел. (343) 304–60–20, доб. 338, 339
http://book.uraic.ru