Из города, где выросла, я уехала сразу после школы и больше там подолгу не жила. Для меня он остался своеобразным заповедником, где воспоминания детства надёжно законсервированы, особенно, если идёшь по улице ранним, воскресным утром, и ни людей толком, ни машин. Вчера совершила и вовсе невозможное: решила зайти в бывший Дом пионеров, куда точно больше двух десятков лет не заглядывала. Он, конечно, стоит на улице Ленина, с белыми колоннами, всё как положено. Я даже дверь узнала (какие детали, оказывается, живут в памяти).
А дальше, натурально, попала в сон. Когда в основе география, вызубренная назубок с детства, зафиксированная яркой, ещё не растраченной памятью, но узоры по этой канве вышиты уже современные. У меня много таких снов, где действие, не имеющее никакого отношения к Копейску, разворачивается почему-то в его декорациях.
Но внутри Дома пионеров меня просто повело. Я не обратила никакого внимания на «Ярмарку белорусских товаров», захватившую фойе, что-то пролепетала вахтёрше про библиотеку и пошла вверх по лестнице. Те же широкие перила, удобные для скольжения по ним вниз, та же дверь под лестницей, где однажды мы нашли тайный ход (а точнее какую-то вентиляцию). Острое, насквозь просвечивающее сегодняшний момент ощущение детства, которого, однако, не ухватить, как во сне.
И тут же, на третьем этаже, изостудия, а на подступах к ней, на стене, в рамочке лицо Юрия Матвеевича Севастьянова, легендарного учителя рисования, который говорил мне просто «рисуй красный день» или «посмотри, сегодня синие деревья». Мы по вольному расписанию прибегали в его две комнаты, где в одной, «для младших», стоял огромный стол, заваленный свежими работами, и всегда сыро пахло гуашью, а по стенам висели наши рисунки. По-моему, он один дал мне (да и не только мне, преподавал 32 года) больше, чем половина школьного образования.
Первая персональная выставка работ самого Юрия Матвеевича состоялась уже после его смерти. Сейчас рядом с его фотографией висело несколько акварелей хорошей, классической школы. Я подумала, что впервые вижу, как писал учитель, подумала, что на фото явно не хватает берета и серого рабочего халата, в которых он всегда вёл занятия. Удивилась, в который раз, строгой и ясной иконописности его лица. Типаж, совершенно не свойственный здешним местам. Хотя чему удивляться? Угольные копи в своё время поднимали сосланные, мало ли откуда могло занести? И только потом до меня дошло, что наша изостудия располагалась в другом крыле здания, по другой лестнице, но сны ведь всегда зеркалят и искажают пространство?
Чтобы ещё раз проверить «ощущение вхождения в сон», я пустилась во все тяжкие: зашла в бывший кинотеатр Калинина, чего тоже старательно избегала много лет после того, как его приспособили под торговый центр «Азия». Кинотеатр по другую сторону площади от Дворца пионеров, около фонтан, давно набравший в рот воды, и ели, которые я помню в лицо. Ну, и вообще, «Легенда о динозавре», «Синьор Робинзон», мороженое по 15 копеек, а тут какой-то китайский, прости господи, рынок.
Внутри было пустынно, на входе сидел китаец Антон, перегородки между кассовым предбанником, фойе и зрительным залом отсутствовали. Я меланхолично бродила между рядами со шмотьём, пытаясь совместить в своей голове воспоминания детства и перелопаченную историей реальность. А потом постепенно увлеклась другим. И, когда примеряла платье в примерочной, отметила, что стоит она (примерочная) как раз там, где были когда-то «места для поцелуев». Но на передний план вышли уже другие заботы. Полусон, полуявь кончились, и я будто впервые ясно ощутила город своих одноклассников, оставшихся здесь, который очень сильно отличается от моего. Что нормально.