«Нельзя идти на разведку нового мира, досконально не изучив старого…».
Сергей Васильевич Рахманинов

Музыка жизни

К 100-летию уральского дирижёра



Владимира Фёдоровича Уткина

Пианино фабрики Г. Ф. Леппенберга
Пианино фабрики Г. Ф. Леппенберга
Производственное здание Г.Ф.Леппенберга
Производственное здание Г.Ф.Леппенберга
Пианино фабрики Г. Ф. Леппенберга
Пианино фабрики Г. Ф. Леппенберга
Свердловский театр музыкальной комедии
Свердловский театр музыкальной комедии
Библиотека им. В. Г. Белинского
Библиотека им. В. Г. Белинского
Уральская консерватория им. М. П. Мусоргского
Уральская консерватория им. М. П. Мусоргского
В одном из читальных залов библиотеки Белинского стоит старое пианино. Оно прожило рядом с людьми столетие и даже сейчас способно отзываться на прикосновения пальцев к клавишам вполне сильным звучанием. Когда-то, в начале XX (возможно даже в конце XIX века), его изготовили из немецких материалов в центре русского фортепианного производства того времени — Санкт-Петербурге, на фабрике Г. Ф. Леппенберга. Как оно попало в нашу библиотеку, кто, возможно, посвятил свою жизнь музыке, обучаясь игре на «старом Леппенберге» ?

Фортепиано было передано в дар Белинке Зинаидой Федоровной Уткиной, проработавшей в стенах библиотеки сорок лет! Это был «детский» инструмент её брата Володи. Владимир родился 2 апреля 1920 года в Свердловске. Был ли этот талантливый мальчик первым, кто обучался нотной грамоте и играл на «старом Леппенберге», не известно. Однако, долгие годы оно провело со своим маленьким и потом уже повзрослевшим музыкантом.
Библиотека им. В. Г. Белинского
Библиотека им. В. Г. Белинского
Зинаида Федоровна Уткина
Зинаида Федоровна Уткина
Наше пианино
Наше пианино
Уткины Володя и Зина
Уткины Володя и Зина
Уткины Володя и Зина
Уткины Володя и Зина

Уткин Владимир Федорович (1920-1994) – пианист, дирижер, композитор, педагог - разносторонняя музыкальная личность.

Его жизнь и творчество неразрывно связаны с нашим городом.

В 1937—1942 гг. Владимир Федорович учится в Свердловской консерватории по специальности фортепиано (класс доцента А. А. Петренко) и одновременно руководит джазовыми оркестрами в кинотеатрах города. После двухлетней работы по распределению в Улан-Удэ Владимир Федорович возвращается в Свердловск и в 1944—1947 гг. работает солистом-пианистом в филармонии. В это же время он начинает заниматься в аспирантуре под руководством Б. С. Маранц. Но все же давнее желание стать дирижером пересиливает, и молодой музыкант вторично поступает в консерваторию как студент и оканчивает вуз в 1950 г. по классу оперного дирижирования М. И. Павермана. Параллельно меняется род его деятельности в Свердловском театре музыкальной комедии: в 1947 г. он пришел в коллектив как пианист-концертмейстер, но вскоре встает за пульт оркестра театра, с которым были связаны последующие 23 года его активной творческой деятельности.

В 1955 г. Владимир Федорович начинает педагогическую работу в Уральской государственной консерватории (по совместительству). В течение без малого 40 лет преподает на кафедрах оркестрового дирижирования (заведует кафедрой в 1980—1982 гг.) и оперно-сценической подготовки (заведует кафедрой в 1983—1987 гг.). На сцене Театра музыкальной комедии и в Оперной студии консерватории под руководством маэстро состоялись премьеры сочинений многих уральских композиторов — Г. Белоглазова, Б. Гибалина, К. Кацман, Е. Родыгина, А. Фридлендера и др. В 1979 г., к 45-летию УГК, была поставлена «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (дирижер В. Уткин, режиссер И. Кожухова).

Владимир Федорович успешно совмещал творческую, педагогическую деятельность с административной: в 1973—1980 гг. он являлся проректором Уральской консерватории по учебной работе, а в 1982—1987 гг. возглавлял кафедру оперной подготовки и сумел добиться открытия оперной студии. В результате к 50-летию УГК были поставлены сразу две оперы: «Иоланта» Чайковского и «Комическая дуэль» Паизиелло. Обоими спектаклями дирижировал Владимир Федорович.

Неизменно доброжелательный и демократичный в общении с коллегами и студентами, Владимир Федорович был всегда непоколебимо принципиален в отстаивании собственной творческой позиции, открыто высказывая свое мнение.
В творческом багаже самого В. Уткина как композитора: музыкальная редакция и инструментовка мюзикла «Черный дракон» Д. Модуньо (поставлен в 1965 г. в Театре музкомедии), балет «Рябинушка» (поставлен в 1967 г. там же), балетные дивертисменты, танцевальные пьесы, фортепианные, вокальные сочинения. Творческая и педагогическая деятельность В. Ф. Уткина были высоко оценены. В 1969 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1984 г. — ученое звание профессора.

(По материалам книги «Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории»)

Афиши спектаклей, оркестром которых дирижировал Уткин В. Ф.

«ЧЕРНЫЙ ДРАКОН»

1962 год, Владимир Федорович дирижирует оркестром Театра музыкальной комедии уже 15 лет. В этот год пост главного режиссера театра занимает ее артист Владимир Курочкин, наступает новая эпоха в музыкальной жизни города. Блистают новые имена Алиса Виноградова, Виктор Сытник, Людмила Трусова, Валерий Барынин, Семен Духовный и др…

Наступает момент, когда Владимир Курочкин сводит в одном спектакле тех, кто закладывал фундамент Свердловской музкомедии, и тех, кто продолжает вместе с ним возводить на нем новые этажи. Наступает момент превращения оперетты в мюзикл. К постановке «Черного дракона» Курочкин приходит с интуитивным пониманием преобразованной временем и опытом драматургии…

«Черный дракон» популярного итальянского композитора Доменико Модуньо, чью партитуру правит и дополняет пианист и дирижер театра Владимир Уткин, — еще не мюзикл, но уже не оперетта. Музыкальный спектакль, соединивший в себе на равных присущие ему выразительные средства. Рецензенты заходятся от восторгов даже спустя годы после премьеры в 1965 г.: «Да, есть в жизни театра спектакли, восклицает Борис Коган, — которые много значат, многое определяют, живут долго и счастливо»…

Сюжет Дракона динамичен и крепко закручен. В нем отличнейшие роли, особенно — центральные — три ярко, сочно обрисованных образа. История о том, как разбойник Ринальдо — Черный дракон, благородный разбойник, грабивший только богатых, под влиянием любящей его Анжелики приходит в ряды гарибальдийцев, чтобы сражаться за свободу родного синего острова Сицилии, — благодарный материал для театра… Вот где было достигнуто в желаемом синтезе единство всех компонентов оперетты, органичен и естественен был переход от слова к пению, от пения к танцу. И темперамент здесь был не изображаемый, не наигрываемый, а подлинный, изнутри идущий, от сердца, все игралось на полной отдаче…"

(По материалам книги «Счастливое место: Свердловская музкомедия Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева»)

ЛИЦА ТЕАТРА

В 1969 году Владимиру Федоровичу было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
На поздравительной афише, сохранившейся в архивах семьи дирижера, актеры, музыканты и сотрудники Свердловского театра музыкальной комедии оставили свои теплые и душевные поздравления. Среди них актеры — звезды театра Алиса Виноградова, Анатолий Маренич, супруги Энгель, Валерий Барынин…
Возможно, вы узнаете и другие имена, рассматривая эту афишу.

СЕМЬЯ

Из воспоминаний об отце (В. Ф. Уткине)

Поздний вечер. Папа занял огромный стол. Стол завален нотной бумагой, партитурой или клавиром. Стоит открытое пианино, клавиши ждут прикосновения руки профессионала.

К сожалению, отец много курил, особенно во время работы, а потом пристрастился к трубке, и дом наполнялся ароматом табака "Золотое руно". Папа работал, а мы "ходили на цыпочках". Когда в дом артистов (такт называли наш дом в Свердловске на проспекте Ленина, 46) заходили люди, то они слышали звучание пианино, многочисленные рулады распевающихся певцов.

Папа отдавался работе полностью. С сожалением и обидой я считала, что он уделял мне мало времени и внимания.

Папа был очень увлекающимся человеком: с удовольствием ходил на рыбалку, мог поиграть с детьми в настольный теннис. Ребятишек любил и они отвечали ему тем же. Когда папа приобрел машину "Москвич", то он катал по двору всех детей дома. Когда появилась внучка Юленька, то она стала для него принцессой.

Друзья и знакомые очень любили бывать у нас. И вновь открывалась крышка пианино. Равнодушных не было, потому что Владимир Федорович мог сыграть все, начиная с непритязательной песенки, только что прозвучавшей в новом кинофильме, старинного романса, отрывка из оперы или оперетты, до серьезного произведения классиков. Он моментально подбирал на слух любую мелодию, гармонию, чем вызывал восторг у слушателей (будь это друзья, коллеги или члены международных делегаций).

Папа много лет работал в театре Музыкальной комедии, затем перешел в консерваторию и все годы он любил классику. Эту любовь он пронес через всю жизнь. Его кумиром был Сергей Васильевич Рахманинов. До последнего дня отец исполнял его этюды - картины. И эта музыка проводила его в последний путь.

Нам так его не хватает...


Ирэн Владимировна Уткина

Владимир Федорович с семьей, 1947 г.
Владимир Федорович с семьей, 1947 г.
Уткина Капитолина Ивановна, мама Владимира Федоровича
Уткина Капитолина Ивановна, мама Владимира Федоровича
Уткин Федор Иванович, отец Владимира Федоровича
Уткин Федор Иванович, отец Владимира Федоровича
Владимир Федорович за любимым хобби - рыбалкой
Владимир Федорович за любимым хобби - рыбалкой
В лесу с внучкой Юлей. Август 1976
В лесу с внучкой Юлей. Август 1976

МАТЕРИАЛЫ

При подготовке виртуальной выставки использовались материалы из личного архива семьи Уткина В. Ф., книги и изоматериалы из фонда библиотеки им. В. Г. Белинского, фотографии пианино, сделанные Стариченковой Ольгой.

Будем рады встрече с вами!